Цели и задачи РОСРО
Заседания Совета
Постоянные участники Совета
Рабочие группы РОСРО
СМИ о РОСРО
Мнение эксперта

Новости образования

Томские вузы на протяжении десятков лет не только конкурируют между собой за абитуриентов, но и активно сотрудничают. Именно для укрепления взаимодействия ректоры подписали соглашение о создании консорциума. О целях и задачах консорциума, а также о планах развития томской высшей школы рассказал ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор Георгий Майер.
20 декабря 2011
 

СМИ о РОСРО 2003

 

2002      2003     2004     2005     2006     2007     2009

 

Заседание «Создание условий для эффективного развития научных исследований в вузах. Обсуждение Проекта федерального закона "Об Университетах"»  

 

"РОСРО выдвигает предложения по интеграции науки и высшего образования

РИА Новости, 23.11.2003 г.

...РОСРО выработал рекомендации, направленные на интеграцию высшей школы и академической науки, на изменение механизмов финансирования вузов в пользу грантовой системы на конкурсной основе, предоставления вузам большей самостоятельности в научной и хозяйственной деятельности... Кроме того, считает РОСРО, необходимо принимать меры по привлечению и закреплению талантливой молодежи в науке и образовании...

...По мнению Михаила Стриханова, медлить с вопросом интеграции вузовской и академической науки нельзя. «Шанс остался один и вопрос не стоит о противостоянии вузовской и академической науки, о том, какие ученые лучше»,- сказал он...  

 

"От а до я. Высокие технологии в высшей школе

Московский комсомолец, 24.11.2003 г.

...Лишь 38% вузов активно занимаются наукой, хотя количество преподавателей-ученых в вузах в 1, 5-2 раза больше, чем в остальных научных организациях. Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что выход из сложившейся ситуации надо искать, принимая во внимание то, что увеличения бюджетного финансирования науки не будет. Надо строже спрашивать с вузов и даже наказывать финансово университеты, которые не занимаются разработкой высоких технологий.  

 

Обсуждение российского школьного стандарта по литературе

 

"Кто утопил Муму? Наиболее бурного и скандального общественного обсуждения удостоился проект школьного стандарта по литературе

Кавказская здравница, 14.01.2003 г.

...Литературовед Мариэтта Чудакова: "Литература как школьный предмет должна знакомить с корпусом российского общепризнанного литературного наследия, - заявила она. - Знакомый с нею понаслышке лишен чего-то, что невозможно восстановить другими средствами. Поэтому обучение литературе следует проводить жестко. В младшей школе ученик должен уметь отличить ямб от хорея. Дойдя до старшей школы, русский человек должен знать наизусть значительную часть Евгения Онегина и "Горя от ума" Грибоедова"...

..."Давайте спустимся с небес российской литературы на грешную землю современной российской школы, - возразил ей учитель Евгений Бунимович, депутат Московской городской думы. - Ни один ученик современной школы не ответит сегодня, что такое ямб или хорей. Хорошо это или плохо? Возьмите другой пример. Шостакович - великий композитор. Большинство учеников российских школ никогда не слышали музыки Шостаковича - и не умирают"...

..."При работе над проектом стандартов нам было необходимо определить, что входит в общекультурный стандарт. Эту проблему мы до конца не решили", - незадолго до обсуждения в РОСРО сказал журналистам заместитель министра образования Виктор Болотов...  

 

"Школьный стандарт по литературе требует доработки

Утро.ru, 23.05.2003 г.

... По сравнению с тем вариантом стандарта по литературе, который обсуждался членами РОСРО в октябре прошлого года, новый только "ухудшился" и "неприемлем", так как содержит много произведений из старого стандарта "брежневской эпохи"...

...Из 15 писателей учителям предлагается на выбор 2 для обязательного изучения. На основе каких соображений учитель должен сделать выбор, не ясно, отметил член РОСРО Анатолий Пинский.

 

"Главные новости. Кому из писателей быть, а кого забыть"

Иностранец, 03.06.2003 г.

...Российский школьный стандарт по литературе опять отправлен на доработку. Такое решение принято на совещании Российского общественного совета развития образования (РОСРО) при министерстве образования. История с литературой тянется с прошлого года. Тогда этот компонент федерального государственного общеобразовательного стандарта вызвал шквал споров. Главной претензией литераторов и прочих уважаемых людей, обсуждавших список изучаемых авторов и книг, было - почему так скудно, вернее, общо представлен XX век. В результате прошлогодних прений стандарт пошел на доработку...

 

"Вмешательство в программу по литературе может привести к последствиям необратимым"

Русский журнал, 04.08.2003 г.

...РЖ: Марина Леонтьевна, а почему вы пришли на обсуждение Стандарта по литературе, проводимого Российским советом по развитию общественного образования (РОСРО) в Высшей школе экономики?

М.Р.: Меня особенно задел вопрос, который был поставлен в программе заседания: "Нужен ли предмет "русская литература" в школе"?..

...М.Р.: Признаться, участники меня сильно озадачили. Озадачили прежде всего тем, что они всерьез обсуждали этот новый стандарт, не поставив на нем сразу крест. Потому что новый стандарт абсолютно явно хуже первого варианта...

...РЖ: Что губительнее: пересказ, или сокращение?

М.Р.: Я бы сказала: оба хуже. Но сокращения все-таки допустимы. Так, в хрестоматиях иногда давались критические статьи. Помню, я в сокращенном варианте в школе читала стихотворения Лермонтова, "Евгения Онегина". Но пересказы, сцены, картинки и отрывки превращают нашу культуру в собрание клипов, комиксов...  

 

"Подпоручик Киже - автор нового стандарта по литературе (окончание)"

Русский журнал, 13.08.2003 г.

...Болотов В.А.: «У меня глубокое убеждение - наш ход со стандартами, который мы сейчас делаем, глубоко порочен. И нам нужно следующее поколение стандартов. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, пусть эти стандарты будут чуть лучше, чуть хуже, главное, чтобы они учителю позволяли жить чуть лучше сегодня. Стандарт - это основные линии, чему должна школа содействовать, что она должна обеспечить»...

...Абелюк Е.А.: «Посмотрите, нам Стандарт нужен для чего? Ну, во-первых, мы живем в ситуации вариативных программ, у нас существуют разные программы. Но нам предстоит экзамен, и мы должны спросить с детей, с учителей. Но получается опять - авторы Стандарта разрабатывали стандарт в общем-то в ситуации, когда не решено, какой будет экзамен»...

...Юганова Ф.С.: «Стандарт дает полную свободу любому выпускнику педагогического института, университета, любому человеку, получившему гуманитарное образование и имеющему диплом для того, чтобы свободно в рамках русской литературы осуществлять основные задачи преподавания литературы: к сожалению, в современной российской школе сохраняется советская традиция рассматривать литературу 1) как средство идеологического воздействия и воспитания типов и моделей поведения, и 2) это изучение литературы рассматривается как подготовка к вступительным экзаменам в институт. Трактовки литературных произведений однозначны, восприятие однотипно, и исчезает непосредственный интерес к литературному произведению, о котором уже совершенно верно сказали, что это произведение искусства, как кинофильм, как картина, оно имеет свою специфику»...   

 

"Легко ли прочесть «Тихий Дон»"

Парламентская газета, 16.09.2003 г.

...Идея изъятия "Тихого Дона" из школьной программы не возникала ни во время разработки проекта, ни на этапе общественного обсуждения. "Роман по своим художественным достоинствам, по совокупности идей, оказывающих позитивное влияние на формирование личности старшеклассника, является бесспорным произведением XX века, - говорится в этом документе. - Это признанный шедевр русской и мировой литературы"....

...Составлены новый проект базисного учебного плана и новые примерные учебные планы начального, общего и основного образования. Возможно, даже представители встревоженной интеллигенции из пределов Садового кольца, подписавшие свое обращение к министру В.М. Филиппову, еще не знали, что запроектировано кардинальное сокращение всего гуманитарного цикла школьных предметов. Литература с 5-го по 9-й класс - всего три часа в неделю. С 10-го по 11-й - в неделю только два урока...  

 

Заседание о проблемах финансирования образования в рамках бюджета 2004 года  

 

"Справка о скудных доходах"

Первое сентября, 01.07.2003 г.

...По предварительным расчетам Министерства финансов, бюджет системы образования в следующем году увеличится лишь на 18,7% (в 2003 году рост составил 22%). Хотя еще недавно, в 1999-2002 годах, рост бюджета составлял ежегодно 43-49%, а в 2000 году - 82%.

«Мы вновь оказались в тревожной ситуации. Правительство год за годом формирует инерционный бюджет, не ставя системных задач развития, - сказал Александр Шишлов, председатель думского Комитета по образованию. - Изменения носят косметический характер, и увидеть перспективы развития страны из этого бюджета просто невозможно. Правительство исходит из логики мелочной экономии, представляя образование как затратную сферу, а не развивающий общество фактор».

«Из года в год мы обсуждаем бюджетную часть финансирования образования, а ведь основная часть, по крайней мере в вузах, - внебюджетная, - сказал Владимир Тихомиров, ректор Государственного университета статистики, экономики и информатики. - Чтобы бюджетные вложения были эффективны, нужно создать мотивацию для зарабатывания денег самими вузами. Сегодня такой мотивации не существует».  

 

Заседание «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы»

 

"Отчет "Эврики" принят"

Управление школой, 23.03.2003 г.

...Основным докладчиком выступил Джамиль Салми, заместитель руководителя сектора образования Всемирного банка, а в обсуждении приняли участие и ректоры, и представители министерства.Основной тезис доклада Всемирного банка: знания сегодня - один из основных двигателей экономического развития. Отсюда: "образование без границ", глобальный рынок человеческого капитала, современные способы предоставления образования...

... Вполне возможно создание сети на основе эвриканских центров повышения квалификации, - заявил В.Болотов, - по крайней мере, министерство заинтересовано в том, чтобы "Эврика" проработала различные модели и внесла на эту тему свои предложения...  

 

"В России дают знания без умений"

Коммерсантъ, 26.03.2003 г.

...Джамиль Салми: «России еще далеко до страны, основанной на знаниях». По его словам, университеты и институты должны делать свои программы более гибкими, переходить к "междисциплинарному и мультидисциплинарному" обучению, рациональнее использовать финансовые ресурсы, смело внедрять новые технологии, а власти должны определять политику и предлагать финансовые стимулы. «Государство должно финансировать не затраты, а результат», - пояснил соавтор доклада Андрей Марков, указав, собственно, на главную беду всей российской бюджетной сферы, а не только образования...

...Помимо того, что российская система образования не учит школьников и студентов глобально мыслить в глобальном мире, в вузовской системе царит финансовая и структурная неразбериха...

 

"Российские студенты никуда не годятся"

Газета.Ru, 26.03.2003 г.

...Всемирный банк готов предоставить России заем на сумму $130 млн для информатизации системы образования. Этот вклад отчасти позволит улучшить качество знаний российских студентов, которые, по мнению западных экспертов, пока не способны поднять отечественную экономику...

...По Исака Фрумина, в России неадекватны представления о качестве и результате образования. К примеру, в ходе недавнего теста выяснилось, что академический уровень подготовки российских школьников намного превышает уровень учащихся других стран, но при этом россияне занимают одно из последних мест по способности использовать свои знания на практике...  

 

"Университеты будущего. Всемирный банк строит их не только на бумаге"

Магаданская правда, 02.04.2003 г.

...Как отметил в своем выступлении заместитель руководителя сектора образования ВБ Джамиль Салми, "в прошлое уходит университет кирпичный и его место занимает университет компьютерный". Какой же он - университет будущего? Прежде всего, сотрется понятие "студенческий возраст". Учиться люди будут практически всю жизнь, постоянно возвращаясь в вуз за новыми знаниями. Еще, по мнению Салми, в будущем нас ждет переход к "мультидисциплинарности"...

...Кузьминов: «Наше образование - это прежде всего масштабы: 1,5 млн. человек у нас ежегодно оканчивает школу, чуть меньше поступает в высшие учебные заведения. Потребности российской экономики не соответствуют деятельности образования - это вторая большая проблема. А доступность образования у нас, к сожалению, часто достигается за счет ухудшения его качества»...

 

"Не летайте паровозами. В России может быть сформировано общество, основанное на знаниях. Только когда?

Поиск, 04.04.2003 г.

...Как отметил Джамиль Салми, способность общества формировать, распространять и применять знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. За последние годы образ современного специалиста очень изменился. Он уже не представляет собой просто "груду мышц". Нынче требуется высококлассный профессионал и часто достаточно узкого профиля, знания которого доведены до умения преобразовывать в источник прибыли информационные и технические ресурсы. Для формирования этакого работника XXI века и необходимо высшее образование...

..У России, считает представитель Всемирного банка, сегодня существует реальная возможность перестроить свою экономику, уйти от политики использования только собственных природных ресурсов. Активнее заняться развитием высоких технологий, сферы обслуживания, включиться в международную конкуренцию на мировых рынках. Для всего этого необходимы соответствующие человеческие ресурсы...  
 
© РОСРО, 2017
Эл. почта: info@rosro.ru