Цели и задачи РОСРО
Заседания Совета
Постоянные участники Совета
Рабочие группы РОСРО
СМИ о РОСРО
Мнение эксперта

Новости образования

Томские вузы на протяжении десятков лет не только конкурируют между собой за абитуриентов, но и активно сотрудничают. Именно для укрепления взаимодействия ректоры подписали соглашение о создании консорциума. О целях и задачах консорциума, а также о планах развития томской высшей школы рассказал ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор Георгий Майер.
20 декабря 2011
 

СМИ о РОСРО 2004

 

2002      2003     2004     2005     2006     2007     2009

 

Совместное заседание совета Российского союза ректоров, президиума союза директоров средних специальных учебных заведений и РОСРО

 

"И магистр, и бакалавр. Приживется ли в России двухуровневое высшее образование?"

Труд, 17.12.2004

...Виктор Садовничий: «Если мы сейчас безоговорочно введем новую систему, то рано или поздно потеряем нашего доктора, а это может обернуться трагедией для науки. Думаю, что гораздо логичнее было бы перейти на многоуровневую систему, в рамках которой могут быть бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант и кандидат наук»...

...Андрей Фурсенко: «Мы предлагаем перейти на двухуровневую подготовку, обеспечить мобильность студентов и преподавателей в едином европейском образовательном пространстве, обеспечить также взаимное признание дипломов с другими странами не потому, что это соответствует Болонскому процессу, а потому, что все это соответствует интересам России»...

...Ярослав Кузьминов: «Сегодня нужно спасать систему университетов. Если вузы останутся без науки, то Россия по уровню своего интеллектуального капитала скоро скатится до Латинской Америки. Необходимо в ближайшие годы добиться, чтобы вузы тратили в год на обучение одного студента не менее 2 тысяч долларов, а средняя зарплата доцента составляла хотя бы тысячу долларов в месяц»...  

 

"Российское образование: приоритетные направления. Новое министерство обнародовало свои стратегические цели"

Первое сентября, 14.12.2004

...В который раз Андрей Фурсенко произнес с трибуны верные слова о том, что система образования должна прислушаться к поступающему извне социальному и экономическому заказу.

И в который раз педагогическому сообществу пришлось поразмыслить над тем, почему его отодвинули от разработки среднесрочной стратегии развития российского образования. ..

...Учительскую позицию выразил депутат Московской городской думы Евгений Бунимович: "У нас нет общественной лоббирующей структуры, которая могла бы защищать интересы средней школы. Думаю, что это одна из очевидных проблем. Но это вопрос не к министерству, а к нам"...  

 

"Министр Фурсенко хочет всех видеть богатыми и успешными. Доклад министра о приоритетных направлениях образования обсудили на совместном заседании РОСРО, Союза ректоров РФ и директоров средних учебных заведений"

Независимая газета, 10.12.2004

...В понимании министра Фурсенко, образование - это фактор геополитики. Кто успел занять «теплое» место в мировом образовательном пространстве, тот успешен. Уступить поле, на котором играл еще недавно (имеются, очевидно, в виду страны СНГ), - проиграть дважды.

... Фурсенко хочет сделать людей успешными. Через улучшение качества жизни народа быстрей можно решить социальные проблемы. Во внутренней образовательной политике приоритеты хотят дать развитию системы профессионального образования. При этом население должно знать, что одно базовое образование уже не обеспечивает человека на всю оставшуюся жизнь.

... воспитание - не сопутствующая образованию задача, а «вторая сторона медали». Компьютеризация школ тоже остается на пике интереса. Таких Федеральных целевых программ, как «Электронная Россия», должно быть больше.  

 

"Фрадков дает урок. Сегодня правительство России решает, как будет развиваться отечественное образование"

Трибуна, 09.12.2004

...Реформа запаздывает, и образование во многом держится на энтузиазме профессионалов, которые, по выражению сопредседателя РОСРО Ярослава Кузьминова, работают больше не за зарплату, а за совесть. Но по инерции катиться больше нельзя - придут люди, для которых цель - не ученик, а деньги. И все окончательно развалят...

...Президент РСР Виктор Садовничий с грустью констатировал, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, и на эти деньги трудно решать современные задачи модернизации. К тому же в предлагаемых Минобрнауки документах не прописано, какие деньги и на что пойдут...

...Среди новшеств средней школы - создание системы дошкольного образования, которая призвана уравнять шансы детей из разных социальных групп. Кроме того, это позволит частично решить проблему перегрузки учащихся. Ведь число учебных часов в России - рекордное среди развитых стран.

Сегодня 20 процентов выпускников ПТУ не идут работать по профессии. В результате на заводах нет рабочих, а в ПТУ - денег. Предлагается разделить общее и профессиональное образование. И те, кто придет учиться, к примеру, на слесаря, смогут по желанию не утруждать себя получением полного среднего образования...  

 

Заседание «Итоги и перспективы ЕГЭ»  

 

"Экзамен в ассортименте. Время выбирать"

Управление школой, 08.12.2004

...Споры о едином госэкзамене - едва ли не половина всех дискуссий по образованию. Касаются ли разговоры финансовых потоков, качества образования, структуры поступления в вузы, оценки знаний, они так или иначе включают в себя тему ЕГЭ...

...Что такое единый государственный экзамен? Это, с одной стороны, инструмент для отбора абитуриентов, способных продолжить обучение в высшей школе. С другой - единая шкала требований к содержанию школьного образования, к качеству прохождения. Поэтому экзамен должен рассматриваться сразу в нескольких системах координат. И в каждой из этих систем идет речь о развилках...  

 

"Школьный брак? Судьба единого экзамена еще не решена"

Труд, 08.12.2004

...Все чаще звучат предложения сделать единый государственный экзамен обязательным лишь при поступлении в вузы, а в школе за выпускниками оставить право выбора, по какой, традиционной или "егэшной", схеме им сдавать предметы. Впрочем, существует и прямо противоположная точка зрения: ЕГЭ должен иметь статус общенационального экзамена для всех выпускников средних школ, а вузы сами решат, по каким правилам им принимать студентов...

...Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), в который входят известные педагоги, ученые, политики и бизнесмены, решил разобраться во вновь возникшей разноголосице вокруг единого экзамена. Однако у этого общественного органа сколько голов, столько и мнений. Из многочасовой дискуссии лично мне больше всего запомнились две фразы: "люди, которые выдвинули реформы, до сих пор обороняются, и это дает повод говорить о поражении реформ", и "противники единого экзамена находятся в более выгодном положении, поскольку их выступления более шумные и трагически окрашенные"...  

 

"ЕГЭ дает шанс. Главное преимущество единого госэкзамена - в предоставлении равных шансов на поступление в вуз всем российским абитуриентам"

Белгородская правда, 07.12.2004

...Как отмечали участники РОСРО, в течение прошедших пяти лет дискуссии, связанные с образовательной политикой, так или иначе касались темы ЕГЭ. Выступая на заседании, ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что единый экзамен - пример осуществления социальных реформ, затрагивающих значительную часть населения страны...

..."Победители 4 и 5 этапов Федеральной олимпиады будут зачисляться в вузы без экзаменов, - прокомментировал проректор ВШЭ Григорий Канторович. - Ряд победителей 3-го - регионального - тура смогут поступить без вступительных испытаний в местные вузы"...  

 

"Два школьных аттестата или "два в одном"? Начинаются дискуссии по форме проведения и содержанию Единого государственного экзамена"

Независимая газета, 26.11.2004

...Большинству членов РОСРО абсолютно ясно, что современная система оценивания достижений выпускников школ себя изжила. Она несправедлива, непрозрачна, неадекватна и не отвечает мировым стандартам. Ее надо менять. Это она (в значительной степени) привела к тому, что школа фактически занимается сегодня организованным обманом, выдавая свидетельства об окончании школы всем школьникам, потому как не менее 20% школьников не осваивают курса средней школы по математике, а 10% школьников изучают на занятиях потолок. Большинству членов РОСРО абсолютно ясно, что современная система оценивания достижений выпускников школ себя изжила. Она несправедлива, непрозрачна, неадекватна и не отвечает мировым стандартам. Ее надо менять. Это она (в значительной степени) привела к тому, что школа фактически занимается сегодня организованным обманом, выдавая свидетельства об окончании школы всем школьникам, потому как не менее 20% школьников не осваивают курса средней школы по математике, а 10% школьников изучают на занятиях потолок...

...Взамен предлагают внести «либеральный принцип». Например, член РОСРО Ирина Хакамада предлагает позволить школьнику выбирать форму сдачи экзаменов в вузы: ЕГЭ или традиционную (существующую сегодня). А вузы обязаны эту «добровольность» учитывать...  

 

"На развилках"

Русский журнал, 25.11.2004

...Возникло несколько "развилок": считать государственный экзамен необходимым или достаточным условием перехода из школы в вуз, считать для одних (нетоповых, ведомых) достаточным, для других (топовых, ведущих) - необходимым, быть ЕГЭ единственной формой поступления или одним из вариантов...

...Недаром на заседании РОСРО г-н Пинский видел в ЕГЭ такую развилку: "прекрасная услуга в сфере образования или добровольная повинность". Если считать, что действительно по результатам этого испытания будут выдаваться государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), то есть государство будет брать на себя оплату образования, то странно видеть здесь как услугу, так и повинность. Это способ институциализации контракта: государства, готового платить при выполнении определенных условий, и гражданина, готового ради получения оплаты выполнить эти условия...  

 

Заседание «О перспективах развития интеграции науки и образования на современном этапе»

 

"Споры стратегов от образования. Кризисные явления в образовании и науке пока только нарастают"

Независимая газета, 05.11.2004

...80% программ высшего образования не базируется на научных разработках и только 38% вузов участвует в проведении исследований. На долю вузов приходится около 5% затрат на научные исследования, что в 3-4 раза ниже, чем в ведущих странах мира...

...отечественные высшие школы постепенно трансформируются и превращаются в своего рода большие «техникумы». Значительная часть (треть) из них занимается псевдообразованием, то есть «торговлей» дипломами о высшем образовании...

...Что нужно сделать, чтобы преодолеть кризисные явления? РОСРО считает, что нужна как минимум политическая воля руководства страны - как в последовательном проведении необходимых реформ, так и в росте бюджетного финансирования науки и образования. Объем роста федерального бюджета на науку к 2010 году должен быть доведен до 215 млрд. рублей (это минимум)...  

 

"Академики требуют финансовой свободы"

Известия, 25.10.2004

...Члены РОСРО считают, что деньги на научную деятельность и образование, выделенные правительством с 2000 г., потрачены впустую. Несмотря на то, что за четыре года удалось добиться увеличения расходов федерального бюджета на образование (на 86%) и науку (на 63%), ученые никаких выгод из этого не извлекли. Дополнительные средства были израсходованы преимущественно на консервацию сложившейся сети академических учреждений и кадрового состава. В результате кризисные явления в системе образования и науки не преодолены, они нарастают...

...Чтобы исправить положение, РОСРО требует от правительства почти в 10 раз увеличить финансирование научных исследований - с нынешних $100 млн. в год до $1-1, 5 млрд. Еще $500 млн. нужны академикам на программы развития кадровой, информационной и материальной базы университетов. Эти средства (они составят 0, 4% ВВП) должны быть дополнительно выделены из федерального бюджета...  

 

"Много ли ученым надо. Много"

Газета, 25.10.2004

...За последние четыре года расходы федерального бюджета на образование увеличились на 86%. Так, в этом году на эти цели из федерального бюджета выделено 580 млрд. рублей. Тем не менее, как утверждают члены РОСРО, уровень финансирования образования и науки в России в 15 раз меньше, чем в развитых странах мира. "Мы бедные, но наши образование и наука еще беднее", - таким был основной тезис заседания РОСРО...

...Академическая общественность считает, что государство должно участвовать в управлении образованием "не как строгий владелец, а, прежде всего, направляя ресурсы на реализацию приоритетных программ". На образование одного бюджетного студента, говорят члены РОСРО, должно выделяться 2300 долларов в год (сегодня выделяется 700 долларов), а на одного ученого - 72 000 долларов в год (сегодня - 28 900 долларов)...  

 

"Науку сокращать пока не будут. Сегодня нет необходимости сокращать научные учреждения в России, считают эксперты. Вместо этого они предлагают объединить их с вузами"

РБК daily, 21.10.2004

...В конце сентября - начале октября разгорелся скандал между министром образования и науки Андреем Фурсенко и научным сообществом. Причиной стала "Концепция участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки". Помимо прочего, в ней предлагалось значительно сократить научные организации - с более чем 2 тыс. до 100-200, а также изменить их форму собственности, т.е. акционировать и превратить в фонды и некоммерческие организации...

...По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, предложенные Министерством образования и науки меры реформирования отраслей были чересчур радикальными, во многом из-за не совсем удачных их форм. Вопросы, как именно должны работать наука и образование, и будут обсуждаться на заседании РОСРО...

 

Заседание «Федеральные олимпиады и отбор одаренных детей в ходе модернизации системы образования»

 

"Вычислить путь звезды. В России будет создана национальная система поиска юных интеллектуалов"

Трибуна, 23.06.2004

...Через Всероссийские олимпиады по предметам в вузы проходят всего лишь десятки одаренных детей.

Собравшиеся на очередное заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) ректоры ведущих вузов, чиновники от образования, эксперты пришли к выводу, что олимпиады в России пока еще не стали доступным и эффективным трамплином для всех талантов. Лишь победители Всероссийских олимпиад наделены по закону правом безусловного поступления без экзаменов в вузы по профилю олимпиад...

...Победителей популярного телеконкурса "Умники и умницы" берут без экзаменов в МГИМО, любой желающий из самого отдаленного села может поучаствовать, в том числе и заочно, во многочисленных олимпиадах, проводимых ежегодно Государственным университетом - Высшей школой экономики. Победа в них гарантирует место в этом престижном вузе...  

 

"Олимпийцы вне закона. Педагоги и чиновники вспомнили об одаренных детях

Труд, 26.06.2004

...Социологические исследования свидетельствуют: в нашей стране реализовать себя удается лишь примерно каждому десятому таланту. Судьба остальных девяти является "живым укором системе образования". В полной мере не решают проблему даже предметные олимпиады, которые многим ректорам вузов кажутся едва ли не единственным способом отбора одаренной молодежи...

...Всероссийская олимпиада школьников, проводимая Министерством образования и науки РФ, обеспечивает зачисление в вузы победителей и помогает составлять команды для участия в международных олимпиадах. Но она охватывает всего 150-200 тысяч учащихся, тогда как общее их количество исчисляется миллионами...

 

"Олимпийский резерв образования. Есть ли он сегодня в России?"

Первое сентября, 26.06.2004

...Сегодня широкое распространение получили олимпиады, организуемые вузами. Де-факто они представляют собой предварительные вступительные испытания, которые оплачиваются абитуриентами. Взносы могут быть весьма умеренными -например, 200-300 рублей за один экзамен (олимпиаду). Зачастую вузовским олимпиадам предшествуют краткосрочные и, естественно, платные подготовительные курсы.

Подобная ситуация нарушает конституционные права школьников, поскольку лишает их равного доступа к образованию...

...Ярослав Кузьминов: «Отбору талантливой молодежи не уделяется должного внимания в государственной политике. Сегодня все внимание привлечено к механизму, обеспечивающему равный доступ к образованию. Но существует и другая задача: выявление тех, кто не вписывается в рамки стандартной системы оценки знаний»...

...Анатолий Пинский: «Необходимо создать федеральную систему мониторинга достижений школьников»...  

 

"Олимпийский резерв. Что делать с гениальностью?

Поиск, 02.07.2004

...Существующая сегодня система отбора талантов позволяет "пробиться" лишь каждому десятому, а это - "живой укор системе образования". Нужно не только заниматься поиском гениев, то есть детей с выдающимися способностями, но и перейти к расширенному отбору детей одаренных...

...Виктор Болотов заявил, что олимпиады, проводимые отдельными вузами, нарушают конституционные права школьников, в частности, право равного доступа к образованию: для участия в них вузы собирают денежные взносы или организуют платные подготовительные курсы. Кроме того, по его мнению, действующее Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное в октябре 2003 года, не прописывает все условия поступления в вузы через олимпиады...  

 

"Хакер - это вчерашний талантливый школьник. Ведущие вузы и крупные компании хотят хоть каким-то образом сохранить интеллект нации

Независимая газета, 14.07.2004

..."Есть темы, которым не уделяется достаточно внимания прессы, - заявил на недавнем заседании Российского совета по развитию образования (РОСРО) ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, - их две: образование одаренных детей и интернетизация образования"...

...Сегодня на четырехуровневой олимпиаде с каждого уровня отсеивается примерно 250 человек. В итоге победителей (на самой верхушке олимпиады) не больше 25 человек (по каждому предмету).

Впрочем, "выдающихся" детишек везде и всегда - единицы. Одаренных больше, и РОСРО считает, что именно им надо помочь не закопать свой дар в землю. И предлагает сделать все этапы работы с одаренными детьми максимально открытыми для общества, например через опубликованный в интернете мониторинг достижений школьников...

 

"Олимпиады грешат недостатками"

Крайний Север, 28.07.2004

...Участники заседания РОСРО попытались определить, насколько всероссийские олимпиады в их нынешнем виде способствуют выявлению талантливых детей. Отрицательно ответив на этот вопрос, они решили обратиться в Министерство образования и науки РФ с ходатайством об изменении действующего с ноября прошлого года положения об олимпиадах всероссийского уровня. Тем более что участие в них является альтернативным конкурсным способом поступления в вузы...

...В закончившемся учебном году в России прошло в общей сложности шестнадцать всероссийских олимпиад для школьников. Однако, по мнению специалистов, не все они имеют право на существование. Скорее всего в будущем году исчезнут олимпиады по физкультуре и предпринимательской деятельности как не соответствующие "олимпийскому" уровню...

 

Доклад "Образование в России: проблемы, ресурсы и возможности"

 

"Образованию нужны ресурсы"

Пресс-центр ИА "СеверИнформ", 15.04.2004

Школа дает все меньше социальных и коммуникационных навыков, и такую важную общественную функцию, как воспитание выполняет только семья. Средние специальные учебные заведения не удовлетворяют потребностей рынка труда, выпуская лишь 15% специалистов из 25% необходимых, и этот разрыв продолжает увеличиваться.

...Средств хронически не хватает, огромные суммы тратятся впустую. Например, малокомплектные сельские школы - настоящие "черные дыры": в год на одного ученика там приходится около $700 (в массовых школах - $300) при запредельно низком качестве образования. В ряде случаев ситуация доходит до абсурда. К примеру, в пересчете на одного учащегося ряд сельских школ получают больше средств, нежели выделяется государством на тот же период для обучения, к примеру, студента МВТУ имени Баумана...  

 

"Образование работает против интересов страны"

Новая новгородская газета, 21.04.2004

...Несмотря на предпринимаемые усилия, российская образовательная система не справляется с поставленными задачами.

Школа дает все меньше социальных и коммуникационных навыков, и такую важную общественную функцию, как воспитание, выполняет только семья. Средние специальные учебные заведения не удовлетворяют потребностей рынка труда, выпуская лишь 15% специалистов из 25% необходимых, и этот разрыв продолжает увеличиваться. Вузы за государственный счет готовят ненужных национальной экономике работников. Принцип "равного старта" давно забыт: качественное высшее образование недоступно без связей и денег, начальное и среднее профобразование не обеспечивают "социального лифта" - после ПТУ никто по специальности в вуз не идет, а семьи с низкими доходами не получают при поступлении никакой поддержки. Одновременно все больший кризис наблюдается в институтской науке: вузы, за малым исключением, ищут не таланты, а кошельки...

...Одним из принципов реформы должно стать подушное нормативное финансирование, на которое, кстати, в этом году переводятся школы. В соответствии с ним государство выделяет образовательному учреждению средства на каждого учащегося. Помимо этого, естественно, необходимо увеличить государственное финансирование...  

 

"Стратегия развития претерпит изменения. В Москве состоялось очередное заседание Российского общественного совета развития образования (РОСРО)"

Тюменская область сегодня, 14.05.2004

...Доклад "Образование в России: проблемы, ресурсы и возможности", включавший в себя, в том числе последние данные статистики и результаты масштабных социологических опросов, представил ректор Высшей школы экономики и председатель РОСРО Ярослав Кузьминов. Вывод авторов масштабного документа не дает поводов для оптимизма: несмотря на предпринимаемые усилия, пока что российская образовательная система не справляется с поставленными задачами...

... при том, что средств хронически не хватает, огромные суммы тратятся впустую. Например, малокомплектные сельские школы - настоящие "черные дыры": в год на одного ученика там приходится около $700 (в массовых школах - $300), при запредельно низком качестве образования...

...Одним из принципов реформы должно стать подушное нормативное финансирование, на которое, кстати, в этом году переводятся школы. В соответствии с ним государство выделяет образовательному учреждению средства на каждого учащегося. Помимо этого, естественно, необходимо увеличить государственное финансирование...

 

Заседание по проекту поправки в Закон "Об образовании"

 

"«Олимпийцев» узаконят"

Труд, 16.04.2004

...В прошлом году бывшее Министерство образования РФ внесло на рассмотрение депутатов Государственной Думы проект поправки в Закон "Об образовании", принятие которой позволило бы узаконить поступление "олимпийцев" вне конкурса. Думский Комитет по образованию и науке поддержал данный законопроект, а вот юристы из администрации президента сочли нововведение "сужающим поле конкурса на бюджетные места", иначе говоря, нарушающим принятый в стране регламент поступления... 

 

"Ломоносов? Без вопросов. "Олимпийцы" поступят без экзаменов"

Московский комсомолец, 10.04.2004

...Поправка к Федеральному закону "Об образовании" обсуждалась на заседании Российского общественного совета по развитию образования...

...Законопроект поддержан Комитетом по образованию и науке Госдумы, однако получил отрицательное заключение юристов из Администрации Президента: нововведение, по их мнению, нарушит положение о конкурсности, сужает поле конкурса на бюджетные места.

МГУ уже в этом году зачисляет победителей и призеров региональных, всероссийских и международных олимпиад без экзаменов...
 
© РОСРО, 2017
Эл. почта: info@rosro.ru