Цели и задачи РОСРО
Заседания Совета
Постоянные участники Совета
Рабочие группы РОСРО
СМИ о РОСРО
Мнение эксперта

Новости образования

Томские вузы на протяжении десятков лет не только конкурируют между собой за абитуриентов, но и активно сотрудничают. Именно для укрепления взаимодействия ректоры подписали соглашение о создании консорциума. О целях и задачах консорциума, а также о планах развития томской высшей школы рассказал ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор Георгий Майер.
20 декабря 2011
 

СМИ о РОСРО 2005

 

2002      2003     2004     2005     2006     2007     2009

 

Круглый стол «Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году»

 

"Как повысить зарплату учителям? РОСРО предлагает свое решение проблемы"

Лидеры образования, 22.12.2005

..Вопрос об учительской заплате остается самым острым и актуальным в образовании. Дискуссии о том, как повысить зарплату и какой должна быть система оплаты труда не прекращаются из года в год. Недавно в медиацентре газеты «Известия» прошло очередное заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) под председательством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, на котором обсуждалась тема «Как решить проблему зарплаты учителей к 2008 году»...

 

"Пять решений одной задачи. Ответов будет тоже пять?"

Учительская газета, 29.11.2005

...Для увеличения за три года зарплаты учителя до 20-21 тысячи рублей в месяц необходимо почти вдвое увеличить долю ВВП, направляемую на эти цели, но никто таких денег из бюджета не даст, поэтому профессиональному сообществу нужно предлагать какие-то свои варианты, позволяющие увеличить доход работников образования. Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы предлагает реализовать идею штатно-окладной системы, предусмотреть процент от норматива финансирования, который бы шел на зарплату, увеличить до 50% надтарифный фонд, чтобы ввести оплату за качество работы, а также существенно повысить дифференциацию в оплате труда учителей...

 

"Новый метод повышения зарплаты учителей - брать деньги с родителей"

ИА "Маркетинг и консалтинг", 07.11.2005

...Как прямо сказал сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов, надо «заключить контракт между учителями и обществом»: учителя - качественные образовательные услуги ученикам, общество - нормальную зарплату учителям. «Бизнес is бизнес», как говорят американцы...

...Ирина Абанкина предложила следующие меры: экономить существующие средства, разгрузить учебный план, получить субвенции от регионов и муниципалитетов, искать гранты, усилить дифференциацию зарплат между учителями, обеспечить дополнительные платные услуги семьям учащихся.  

 

"Учительские деньги пилят пополам"

Газета.Ru, 03.11.2005

...Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, «к учителю у нас слишком долго относились как к профессиональному подвижнику», и в должной мере его труд не оплачивали. И сегодня, по данным РОСРО, зарплата в школе не превышает 60-65% от средней в бюджетной сфере и 40-45% - от средней по России...

...Как добыть остальные средства, предложил Институт развития образования. Значительную их часть принесет запланированный на 2006 год переход на новый принцип финансирования - не школ, а учеников (схема «деньги следуют за учеником»)...

...При этом дополнительные средства на учительские зарплаты не будут распределяться поровну между преподавателями. И это, по словам Анатолия Пинского, «ключевой пункт программы»...  

 

"Эксперты за увеличение зарплат учителей до 20-21 тысячи рублей в месяц"

РИА Новости, 02.11.2005

...По мнению членов РОСРО, зарплата учителей и врачей должна быть соразмерной и в течение 3 лет должна увеличиться в среднем до 20-21 тысячи рублей в месяц. Кроме того, эксперты выступили за увеличение числа учителей, ежегодно премируемых президентскими грантами в размере 100 тысяч рублей. В настоящее время такие гранты могут получить 10 тысяч российских учителей, РОСРО предлагает довести их число до 50 тысяч...

...По словам заместителя директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, цена вопроса составляет 410 миллиардов рублей, или 1,5% ВВП в 2008 году, - столько средств понадобится для повышения зарплаты 1 миллиону 684 тысячам российских учителей...  

 

Заседание «Задачи и ресурсы развития системы образования»  

 

"Иллюзия качества. Зарплату преподавателю надо поднять до 75 тысяч рублей"

Независимая газета, 10.06.2005

...Последние внеплановые проверки Министерства образования и науки РФ в регионах, ранее считающихся благополучными в этом отношении, показали, что примерно две трети учреждений высшего образования не отвечает современным требованиям качества. На фундаментальный в своей загадочности русский вопрос «Что делать?» РОСРО отвечает - вкладывать деньги в образование... Только вкладывать деньги предлагается не гражданам, а прежде всего - государству...

...РОСРО предлагает срочно создать единую систему контроля качества общего образования, включенную в систему международных измерений. Установить минимальную цену платного образования, создать новую государственную систему контроля качества программ, создать общественно-государственную систему присвоения профессиональных квалификаций с опорой на профессиональные объединения и другие важные мероприятия в этом направлении...  

 

Заседание «О проекте Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 гг.»  

 

"Политика - не только искусство возможного. Надо лишь правильно расставить цели"

Учительская газета, 07.06.2005

..Члены Общественного совета обсуждали не собственно бюджеты, а то, какие ресурсы необходимы для развития отечественного образования в целом или, по-другому, какой должна быть политика государства в сфере образования, ибо, как заметил сопредседатель РОСРО, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, политика - не только искусство возможного, но и искусство правильной расстановки целей, оценки возможностей для их достижения с точки зрения располагаемых ресурсов...

...Обратимся к цифрам. В расчете на одного обучающегося в 2004 году бюджетные расходы увеличились в 1, 7 раза для студентов и в 2 раза для учащихся, и, тем не менее, от развитых стран мы все равно отстаем как в проценте ВВП, так и в расходах на одного учащегося. Этот разрыв со странами Европы приводит к снижению конкурентной способности нашей страны на европейском образовательном рынке...  

 

"Все лучшее - вузам! Школы подождут. Российский общественный совет развития образования предложил новые приоритеты образовательной политики"

Первое сентября, 04.06.2005

...Суммы, которые могут быть заложены в Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2006-2010 годы, до сих пор неизвестны. Те, кто стремится нарезать этот пирог на свой вкус и в свою пользу, стараются забыть о том, что, по последним данным Госкомстата, половина работающих в образовании получают зарплату ниже 3 тысяч рублей, а три четверти работников образования - ниже 5 тысяч рублей. И что повысить зарплату учителя до 15 тысяч рублей министр образования Владимир Филиппов обещал еще в начале эпохи модернизации. Но если повысить зарплаты из ФЦПРО нельзя, надо помочь учителю чем-то другим. Ведь для этого и существует Федеральная целевая программа развития образования...

...Еще не все успели понять, что образование перестало быть приоритетом для правительства и с мечтой о больших деньгах придется расстаться.

Напрасно ректор ВШЭ и сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов во вступительном слове убеждал собравшихся: "Политика - это искусство возможного. Надо отказаться от разнообразных целей. Мы должны понимать, на какие цели надо направить усилия. А ключевым вопросом является ресурсное обеспечение образования"...  

 

"Для ФЦПРО потребуется 100 миллиардов рублей"

Большая перемена, 02.06.2005

..."На реализацию потребуется порядка 100 миллиардов рублей за счет федерального бюджета без учета капитальных вложений", - сообщил заместитель министра по образованию и науке Андрей Свинаренко.

Замминистра напомнил, что мероприятия в рамках ФЦПРО основаны на приоритетных направлениях развития российского образования, утвержденных на заседании правительства в декабре 2004 года...  

 

"Ярослав Кузьминов: «15 лет недофинансирования системы образования привели к ее вырождению»"

ИА REGNUM, 02.06.2005

"По нашим расчетам, - сказал Кузьминов, - государство в состоянии увеличить свой вклад в образование с 3,5% ВВП на 5% ВВП, то есть добиться уровня развитых стран".

...Как отметил Андрей Свинаренко, проект ФЦПРО основывается на положениях Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, принятых 26 мая 2005 года Правительством РФ, и в качестве стратегических задач устанавливает совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования...

...По мнению директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяны Клячко, реструктуризация системы образования и реализация программы ФЦПРО в целом через несколько лет позволит выплачивать преподавателям ведущих вузов зарплату в размере 59-60 тысяч рублей в месяц, преподавателям системообразующих вузов - 40 тысяч в месяц, и остальных вузов - 20 тысяч...  

 

Заседание «Как перестать врать при итоговой аттестации школьников?» 

 

"Быть или не быть. Вот в чем ответ"

Управление школой, 16.05.2005

...Независимая процедура оценки показывает, что около 20 процентов детей в России не осваивают школьную программу в полном объеме, хотя документ об образовании с положительными оценками получают более 99 (! ) процентов выпускников. РОСРО считает, что вопрос не столько в 20-ти процентах - статистика подобной неуспеваемости школьников характерна для многих других стран, - сколько в 99-ти: этот самообман в состоянии дать лишь моральное удовлетворение...

...Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Московской городской Думы: «Экзаменационная система никогда не была сильной стороной советского образования. Поставить "двойку" на экзамене было событием из разряда радикального диссидентства, чрезвычайным происшествием областного масштаба... Но при всем при этом отмена школьных экзаменов - ненужное радикальное решение, ведь, зная психологию реального школьника, мы можем догадаться, что в таком случае учиться до конца учебного года тем, кто не собирается идти в вуз, нет никакого стимула»...  

 

"Престиж или успеваемость? На заседании Российского совета по развитию образования решали, что делать с двоечниками"

Независимая газета, 22.04.2005

...«Невозможно в той системе, в которой мы живем, говорить правду, - заметил директор школы № 57 Борис Давидович. - Но это не означает, что не нужно стремиться к тому, чтобы ситуацию улучшить»....

... завышение происходит из соображений престижа школы, педагога, из-за каких-то личных отношений и тому подобное. В тех случаях, когда школы пишут Единый государственный экзамен, завышение итоговой оценки происходит из-за правила, согласно которому при разнице между годовой оценкой и оценкой по ЕГЭ более чем в один балл выставление итоговой производится в сторону более высокого балла...  

 

"Выпускной балл. Пятая часть школьников может остаться без аттестатов из-за двоек"

Российская газета, 19.04.2005

...Евгений Бунимович: «Основная полемика развернулась вокруг ЕГЭ как вступительного экзамена. А надо бы говорить о нем, как о выпускном. Причем не в одиннадцатом, а в девятом классе. У нас по закону обязательным является именно девятилетнее образование (основное общее). И логично было бы предъявлять самые серьезные требования уже на этом уровне»...

...Анастасия Хребтова: «Если мы предоставим ученику выбор между ЕГЭ и обычным экзаменом, то никогда не узнаем правду. Необходим механизм, при котором нельзя ни списать, ни подсказать»...

...Светлана Куровая: «Сейчас проводится эксперимент по итоговой аттестации девятиклассников. И первое, с чем мы столкнулись, - это необходимость разработать параметры базовой подготовки: что сегодняшний ученик должен знать и уметь.»...  

 

"Двоечник Пушкин. Выпускники получают аттестаты без оценок?"

Московский комсомолец, 18.04.2005

.."Как перестать врать при итоговой аттестации школьников" - так звучала тема заседания Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз... Не секрет, что на выпускных экзаменах в российских школах действует негласное правило - три пишем, два в уме. Даже самому отъявленному балбесу в документ ставят "удовл." - лишь бы выпихнуть из школы... Между тем, как показали результаты Единого госэкзамена, до 20% учеников не осваивают школьную программу...

...Что же делать? Самый простой путь - принять западные правила и давать аттестат по-честному, только тем, кто действительно знает предмет. Но тогда значительная часть ребят не сможет получить не только высшее, но даже среднее специальное образование.

Более того, им будет заказана дорога на производство, потому что целый ряд специальностей требует полного среднего образования: завскладом, агент по снабжению, архивариус, делопроизводитель, инкассатор, кассир, комендант, нарядчик, машинистка, чертежник, экспедитор...  

 

"Чиновники занялись правкой аттестатов"

Газета.Ru, 14.04.2005

...Как утверждает Виктор Болотов, у плохой успеваемости учеников могут быть три причины: "плохой стандарт образования, тупые дети или не умеющие учить учителя". Главную установит начавшаяся общероссийская система проверок качества среднего образования. Болотов считает: "Проблема в том, что слишком завышена планка". "Чтобы убедиться в этом, достаточно взять учебник по математике для 11-го класса, - заявил он "Газете.Ru". - Надо менять стандарт образования"...

...Завышенную сложность заданий ЕГЭ подтвердила и ведущий научный сотрудник Российской академии образования Светлана Зуровая.

А председатель комитета образования Новгородской области Владимир Аверкин добавил, что 20% не усвоивших математику в 11-м классе означают, что после 9-го ее не усвоили как минимум 50% учеников. Ведь в 10-11-е классы идут самые умные...

 

Семинар «Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования»

 

"Конкурентоспособна ли наша школа?"

Обучение в России, 18.03.2005

...В последнем исследовании PISA 2003 года, в котором участвовали 40 стран, Россия заняла 25-30-е место. Результаты были получены на основе мониторинга, 250 тысяч участников отвечали на вопросы, указанные в тестах, по четырем разделам: математика, чтение, естествознание, решение проблем. Первое место, как и в 2000 году, заняла Финляндия. По математической грамотности российские школьники занимают, как и в 2000 году, 29-31-е место. Уровень чтения и понимания текста снизился по сравнению с 2000 годом. По естественнонаучным дисциплинам уровень средний, но он стал выше, чем в 2000 году. Лучшие результаты по математическим и естественнонаучным дисциплинам показали тинейджеры Гонконга, Японии, Южной Кореи, Нидерландов, Лихтенштейна, Канады, Бельгии...

...В менее практичном и более предметном исследовании TIMSS, в котором приняли участие 49 стран, российские достижения оказались выше средних и, например, по математике сравнимы с достижениями Малайзии, Латвии, Словакии, Австрии, США, Литвы и Англии. Лидерами же стали Сингапур, Тайвань, Корея, Гонконг, Япония, где 8-классников, выполнивших международный тест на продвинутом уровне, оказалось от 24 до 44% (по математике и естествознанию помимо продвинутого выделили высокий, средний и низкий уровни). В России на продвинутом уровне ответили всего 6% учащихся...  

 

"TIMSS на оба ваши дома!"

Первое сентября, 12.02.2005

...По результатам исследования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования, которое в 49 странах проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements), подготовленность российских школьников (выпускников начальной школы и учащихся 8 классов) даже превышает средний международный балл. А вот по исследованию PISA (проводимому Международной организацией экономического сотрудничества и развития OECD), тесты которого выявляют не уровень освоения школьной программы, а способность применять полученные знания в жизни, наши школьники снова показали результаты ниже среднего.

...Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов: "ЕГЭ и PISA - это первые цифровые оценки состояния образования в России. Безусловно, мы в нашей стране будем продолжать работать с предметными тестами и проверять у школьников знание предмета, но будем также включать в эти тесты части, проверяющие развитие способностей. Сейчас мы продумываем систему, которая продолжит PISA - тестирование на компетентностный подход. От ЕГЭ мы будем двигаться вниз, к оценке качества знаний девятиклассников. Идея независимой оценки поддерживается всеми"...  

 

"Успеху можно научить. Почему в международных рейтингах российские школьники - в конце списка"

Российская газета, 09.02.2005

...Мы проигрываем как в тестах, выявляющих уровень знаний, так и в тестах на практическое применение этих знаний в жизни, - признала заведующая Центром оценки качества образования РАО Галина Ковалева. - Лишь шесть процентов российских восьмиклассников сумели решить задания "продвинутого" уровня, сдавая международный тест по математике. В странах-лидерах - Сингапуре, Корее, Японии - таких ребят в четыре, а то и в семь раз больше...

...Анатолий Каспржак: «Для своего времени наша система образования была гениальна. Но ведь был период, когда и "шестерка" была лучшим автомобилем, а сейчас на нее смотреть страшно. Необходимо увидеть дефекты, которые мешают нам быть лучшими»...

...Андрей Фурсенко: «Наша система образования настроена на тех, кто, говоря образно, генерирует идеи. Но ведь их нужно уметь и потреблять. А вот этому мы как раз и не учим. Уметь использовать созданное человечеством - не менее важная и амбициозная задача, чем произвести что-то новое. Еще одна проблема: мы мало думаем о том, что приобретенные знания должны приносить человеку успех в жизни. У нас же знания сами по себе, а то, что из них получится, - само по себе»...  

 

"Как учимся в школе, так и выбираем. Отечественную систему образования оценили по гамбургскому счету"

Независимая газета, 07.02.2005

..."Мы можем по-разному относиться к этим исследованиям, - заявил ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов, - но есть неприятное ощущение, что наше образование неуклонно теряет свои позиции". Небеспочвенное, надо сказать, ощущение...

...Фактически отечественная система образования превратилась в некое аутсорсинговое предприятие Запада (условно назовем это так) по отжиманию интеллектуальных "сливок" из человеческого ресурса России. В принципе этот ресурс возобновим (в отличие от нефти и газа). Правда, для этого нужно проводить хоть какую-то осмысленную государственную политику в области образования...  

 

"Реформируя российскую школу, нужно опираться на то, что диктуется развитием общества"

Новостная служба ГУ-ВШЭ, 03.02.2005

Главной темой обсуждения были результаты тестирования, проведенного среди российских школьников в рамках последних международных образовательных исследований PISA (2003 г.) и TIMMS. Обсуждались также пути построения независимой системы оценки качества российского образования, вопросы, связанные с кадровым потенциалом российской школы как фактором, определяющим конкурентоспособность образования и др.

... необходимо дать школе "нормальное" финансирование и изменить систему подготовки образовательных кадров. По словам руководителя рабочей группы, директора школы №1060, директора Центра социально-экономического развития школы ИРО ГУ-ВШЭ Анатолия Пинского, в России "функционирует совершенно неэффективная школьная модель, включая систему финансирования, дестимулирующую систему оплаты труда учителей и советскую псевдовертикаль управления".

...Как отмечалось на заседании, для своего времени советская модель была, по словам А.Каспржака, "гениальна", и она прекрасно выполнила свою функцию. Сейчас нужно двигаться дальше, следуя запросам времени.  

 

 
© РОСРО, 2017
Эл. почта: info@rosro.ru