Цели и задачи РОСРО
Заседания Совета
Постоянные участники Совета
Рабочие группы РОСРО
СМИ о РОСРО
Мнение эксперта

Новости образования

Томские вузы на протяжении десятков лет не только конкурируют между собой за абитуриентов, но и активно сотрудничают. Именно для укрепления взаимодействия ректоры подписали соглашение о создании консорциума. О целях и задачах консорциума, а также о планах развития томской высшей школы рассказал ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, профессор Георгий Майер.
20 декабря 2011
 

О доступе в школу: качественное образование детей с ограниченными возможностями

Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) заявляет о необходимости внедрения и развития в России инклюзивного (интегрированного) образования - обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

По итогам состоявшегося в четверг заседания члены РОСРО рекомендовали разработать нормативно-правовую базу интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также порядок единого межведомственного учета детей-инвалидов.
Кроме того, рекомендовано включить вопрос о поддержке развития инклюзивного образования в повестку дня на встрече лидеров "большой восьмерки".
На заседании отмечалось, что преимуществами инклюзивного образования является отсутствие дискриминации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание благоприятных условий для их скорейшей социализации.

"В России на сегодняшний день количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляют около 5% от общего числа обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях", - сообщил на заседании ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Он пояснил, что в эту группу входят как дети с ограниченными возможностями передвижения, так и дети с ограниченными познавательными возможностями.
Как говорится в материалах к заседанию РОСРО, среди всех российских детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой, что видно из структуры учреждений специального образования.
"В специальных коррекционных школах России из 235,4 тысячи учащихся 81,5% имеют нарушения в познавательной сфере. В частности, 68,8% детей (162 тысячи) учатся в школах для умственно отсталых детей, 8,2% детей (19,3 тысячи) - в школах для детей с задержкой психического развития, 4,5% детей (10,6 тысячи) - в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. В специальных коррекционных классах общеобразовательных школ из 187,9 тысячи учащихся 93,4% (175,4 тысячи) - дети с задержкой психического развития", - отмечается в документе.

В материалах к заседанию говорится, что "исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тысяч детей, можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тысяч) детей-инвалидов школьного возраста
не обучаются".

По мнению членов РОСРО, сложившееся положение дел обусловлено, в частности, тем, что в России не существует организационно-финансовых механизмов создания специальных условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития ребенка и его возможностей. Участники заседания также отмечают, что в российских специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
критически не хватает квалифицированных кадров, специальных методических пособий и оборудования. Кроме того, они указывают на отсутствие единой госсистемы раннего выявления отклонений в развитии, коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и консультирования семей.
Как отметила в свою очередь председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, в Минобрнауки РФ и даже в правительстве РФ "сегодня нет структуры, к которой можно
обратиться по проблеме детей, в том числе детей-инвалидов".

"В России нет структур по их (детей-инвалидов) реабилитации. Те же нацпроекты только косвенно затрагивают детей-инвалидов", - подчеркнула Памфилова. Рекомендации РОСРО будут в ближайшее время направлены, в частности, в министерство образования и науки РФ, Госдуму, Совет Федерации.

РИА Новости

 

Материалы заседания:   

Состояние и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. Белявский Б.В.

Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт. Наталья Грозная, «Down-side-up»

Вестник РОСРО №15

 

 
© РОСРО, 2018
Эл. почта: info@rosro.ru